МБОУ "СОШ № 9"
город ИЖЕВСК Удмуртская Республика

Информационная безопасность

Информационная безопасность включает помимо компьютерной безопасности безопасность пользователей, причем в образовательных учреждениях последний компонент имеет особое значение. Для повышения уровня безопасности в школах необходимо сформулировать и сформировать целостную политику информационной безопасности

Информационная безопасность в образовательном учреждении (ОУ) – серьезная, сложная и многоплановая проблема. Перефразируя известное высказывание классика, можно сказать, что «Информационная безопасность детей должна быть как у взрослых, только лучше».

С учетом, как мирового, так и отечественного опыта обеспечение информационной безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • правовая защита – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе;

  • организационная защита – это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба;

  • инженерная и программно-техническая защита – это использование различных алгоритмических, программных и аппаратных средств, препятствующих нанесению ущерба.

При построении системы информационной безопасности ОУ решающую роль играет организационная защита. При этом в первую очередь необходимо учесть следующее.

Безопасность информации должна быть обеспечена только при комплексном использовании всех имеющихся средств защиты.

Система защиты информации (СЗИ) не сможет обеспечить требуемого уровня безопасности без соответствующей подготовки персонала и пользователей, соблюдения ими установленных правил и норм, определяемых политикой безопасности.

Построение системы информационной безопасности не является разовым мероприятием – это перманентный процесс. Он должен постоянно совершенствоваться и быть управляемым на всех этапах жизненного цикла системы.

Часто информационную безопасность отождествляют с компьютерной безопасностью. Последняя очень важна, но является лишь одной из составляющих "информационной безопасности".

Для обеспечения компьютерной безопасности в ОУ необходимо следующее.

  1. Защитить компьютеры от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.). Реальное решение данной проблемы, как показывает опыт, возможно только при условии, исключающем вывод локальных сетей ОУ на Интернет, либо размещение своего сайта у удаленного провайдера.

  2. Иметь дублирующие сервера. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые значимые действия работников ОУ и пользователей в локальной сети.

  3. Установить строгий контроль за электронной почтой, обеспечив мониторинг всех обменов с внешней средой.

Говоря о компьютерной безопасности, прежде всего, имеют в виду первую проблему - безопасность собственно информации и ее носителей. Однако, не менее, а применительно к ОУ, и более важной составляющей информационной безопасности является защита пользователей информационной системы от негативной информации.

Анализ современного состояния исследований по данному вопросу позволил выделить основные задачи в области информационной безопасности и защите информации. Значительное количество исследований посвящено защите информации при ее генерации, передачи, обработки и использовании, а вот защите сознания и психики личности от негативного воздействия информации уделяется в этих исследованиях существенно меньше внимания. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.

Глобализация информационного пространства не только предоставляет возможности динамичного развития социальной, научной и культурной среды современного общества, но и создает новые проблемы для развития и становления личности. Неконтролируемые, «стихийные» потоки информации, зачастую преднамеренно агрессивного и негативного характера существенно влияют на социально-нравственные ориентиры общества в целом, и, в первую очередь на школьников, только примеривающихся к жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной среды общества, искажение общечеловеческих нравственных норм, навязывание неадекватных социальных стереотипов и установок, ориентаций на ложные ценности, являются теми информационными угрозами, которые особенно опасны на начальных этапах духовного становления человека как личности, в том числе в школьный период его жизни.

Возникает вторая проблема информационной безопасности в школе, без решения которой нельзя говорить об адекватности самого образования и воспитания.

Для полноценного развития ребенка, способного успешно жить и саморазвиваться в современном мире, не нужно (и даже опасно) создавать идеальную информационную среду, важнее и продуктивнее заниматься развитием информационной безопасности личности школьника, обучать ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

В качестве условий развития информационной безопасности для ОУ выделяются:

  • содержательное условие, включающее темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников и их специфику, потенциальные уязвимости СЗИ;

  • технологическое условие развития информационной безопасности школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее;

  • психолого-педагогические условия, в том числе организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики сотрудничества, готовности учителя понять и принять позицию ученика, проявлении уважения к самостоятельности его личности;

  • важным дополнительным условием развития информационной безопасности является системная и целенаправленная работа с родителями.

В настоящее время прослеживается тенденция отдельно решать задачи собственно защиты информации как таковой и информационной безопасности личности. Однако, эти задачи должны решаться в совокупности, во взаимной увязке. Для этого есть все предпосылки.

В целом информационная безопасность в школе включает технические, этические и правовые аспекты. Учителя-предметники все чаще интегрируют свои предметы с информатикой, развивают метод учебных проектов, а ученики оформляют свои исследования компьютерными средствами, осуществляя поиск и структурирование информации, получаемой через Интернет. Если не оставлять школьников без присмотра, то Интернет – не более опасная среда, чем то же современное телевидение.

Многие родители не осознают опасностей, которым подвергаются дети при неконтролируемом пребывании в мировой сети Интернет, который часто сравнивают с большой кладовкой, где много непроверенных никем вещей, бумаг, книг, рекламных буклетов и просто мусора. И надо найти в нем именно то, что ищешь, не отвлекаясь на яркие картинки и броские заголовки. Важно научить процессу сортировки, организации и хранения найденного, тем самым воспитывая информационную культуру. Школьников необходимо воспитывать, а не запрещать.

В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля (в Windows Vista). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  • ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора;

  • блокировать доступ к некоторым сайтам;

  • блокировать доступ к другим интернет-сервисам;

  • запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

Наступил момент, когда в каждом ОУ должна быть сформулирована и оформлена политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.

Так как политика безопасности зависит:

  • от конкретной технологии обработки информации;

  • от используемых технических и программных средств;

  • от расположения организации, то в каждом ОУ, в принципе, будет свой вариант политики.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно рассматривать на трех уровнях детализации. К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие ОУ в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства ОУ. Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:

  • решение сформировать или пересмотреть комплексную программу обеспечения информационной безопасности, назначение ответственных за продвижение программы;

  • формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей;

  • обеспечение базы для соблюдения законов и правил;

  • формулировка административных решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.

Огромную помощь в повышении информационной безопасности может сыграть ее аудит (соответствие заявленной политики безопасности и реального положения дел). Проведение независимого аудита позволяет выявить уязвимые места, возможные каналы утечки информации, объективно оценить режим информационной безопасности. Грамотно проведенный аудит информационной безопасности позволяет добиться максимальной отдачи от средств, инвестируемых в создание и обслуживание системы безопасности ОУ.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности ОУ в современных условиях становится одним из основных видов его деятельности. Без использования новых подходов, поиска современных форм и способов обеспечения безопасности ОУ решить эти задачи невозможно.

Документы

Документы не выбраны

Детские безопасные сайты

Перечень информационных ресурсов, рекомендованных к использованию обучающимися и педагогическими работниками образовательных учреждений РФ 

http://www.solnet.ee/  - детский портал "Солнышко"

http://security.mosmetod.ru/ - Сайт «Безопасный интернет» 

http://i-deti.org/ - портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы 

http://сетевичок.рф/ - сайт для детей - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности, сетевой безопасности 

http://www.igra-internet.ru/ - онлайн интернет-игра «Изучи Интернет - управляй им» 

http://www.safe-internet.ru/ - сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам 

http://www.ligainternet.ru/ - Лиги безопасного Интернета 

http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - сайт Центра безопасности Майкрософт 

http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей 

www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости

http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы

http://www.teremoc.ru - Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами 

http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией

http://www.ladushki.ru - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки

Игровая.ру-В данном разделе собраны статьи об истории игр и игрушек, общие рекомендации о подготовке и проведении игровых занятий с ребенком, разобраны все часто возникающие вопросы.

Деточка.ру - Для мам, пап и всех интересующихся. Вы хотите, чтоб ваш малыш рос здоровым? Тогда для вас: закаливание младенцев, грудничковое плавание, логические и занимательные игры с детьми, детский лепет, питание и воспитание ребенка - личный опыт и мнение специалистов.

Детский Информационный Сервер "KID"- Ежемесячный журнал для родителей, большая детская библиотека (более 250 книг), библиотека мам, форум "Мой ребенок", доски объявлений купли - продажи детских товаров и поиска работы, развивающие игры и многое другое.

http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

http://www.friendlyrunet.ru Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты. 

http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

http://www.microsoft.com - Компания Microsoft разместила на своем    интернет ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями.  Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами:

Интернет-урок для учителей на тему «Безопасность детей в Интернете» Впервые в России в сети Интернет более 25000 преподавателей со всей территории страны стали первыми участниками двух интерактивных уроков из серии уроков проекта «Всероссийский урок информатики on-line»

http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей  и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

http://www.webkinz.com/ru_ru/ - Webkinz - глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт.

http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

www.tirnet.ru - Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей. 

www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

http://www.nedopusti.ru/ -  социальный проект по защите прав детей   «Не допусти» - социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».                    

http://psyparents.ru/   - Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.

www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.

http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги

http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!

http://www.nachalka.info/ -  это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

ladushki.ru  - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.

http://pioner0001.narod.ru/Пионерские странички о дружбе, друзьях и товарищах.

http://www.e-parta.ru/ -Блог школьного «Всезнайки» - это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.

http://web-landia.ru/ - Страна лучших сайтов для детей.

Родителям

Документы

Документы не выбраны

Педагогам

Педагогам про информационную безопасность

Методические и справочные материалы

Название 1 материала

Описание материала

Название 2 материала

Описание материала

Название 3 материала

Описание материала

Интернет-ресурсы для педагогических работников

  • 1 ресурс
  • 2 ресурс
  • 3 ресурс

Методические и справочные материалы

Материалы к урокам безопасного интернета

  • 1 материал
  • 2 материал
  • 3 материал

Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

  • 1 конкурс или проект
  • 2 конкурс или проект
  • 3 конкурс или проект

Международный проект «Название проекта»

  • 1 тезис о проекте
  • 2 тезис о проекте
  • 3 тезис о проекте

Дополнительные методические материалы

  • 1 материал
  • 2 материал
  • 3 материал

Документы

Документы не выбраны

Поделиться страницей